Прежде
чем приступить к составлению полноценного устава МОК как организации
политической и возможно будущей партии, стоит однозначно определиться с теми
основными положениями в части организационного строения, функционирования и
системы принятия решений, которые он должен обеспечивать. То есть, определиться
с теми основными положениями, которые должны обеспечить наиболее эффективное
использование организации её членами в качестве инструмента достижения их общих
целей, изложенных в её программных документах. Поэтому, в основных положениях
Устава стоит рассматривать только то, что непосредственно связано с
организацией деятельности МОК по достижению уже обозначенных программных целей,
не касаясь как самих этих целей, так и тех требований действующего
законодательства, которые, в любом случае, придётся учитывать при окончательном
формировании Устава.
Устав
должен обеспечивать:
1. Высокую
активность деятельности подавляющего большинства членов организации по
реализации её программных целей.
2. Высокий
уровень согласованности этих действий, обеспечивая работу всех членов
организации по единому, совместно выработанному плану.
Высокой
активности подавляющего большинства членов организации, с учётом того, что это
достаточно подготовленные и самостоятельно мыслящие личности, поскольку других в коммунистической организации и быть
не должно, можно добиться только тогда, когда решения организации, обязательные
для исполнения всеми её членами, принимаются большинством членов этой организации,
а не её выборными органами, или должностными лицами. Поэтому необходимо чёткое
разделение систем принятия решений и организации их исполнения. Распорядительные
функции выборным органам и должностным лицам должны предоставляться только в
рамках организации исполнения уже принятых решений большинством членов
организации или его отделения, если вопрос ограничивается его рамками.
Разногласия
как факторы, снижающие как активность членов организации, так и уровень
согласованности их действий, могут возникать и по формам исполнения уже
принятых решений. Поэтому, выборные органы организующие исполнение принятых
решений, должны жёстко и на постоянной основе контролироваться нижестоящими
структурами их сформировавшими. Для этого должна существовать возможность
оперативного отзыва потерявших доверие членов выборных органов. При этом сам
выборный орган не должен иметь, каких бы то ни было, возможностей влиять на
процесс отзыва. Обеспечить это возможно только при условии формирования выборных
органов не на конференциях, а путём делегирования в выборные органы своих
представителей низовыми структурами.
Выборы
членов выборных органов на конференциях делают их в значительной степени
независимыми от тех низовых структур, членами которых они являются, поскольку
они избираются вышестоящей организационной структурой (её конференцией). То
есть, отозвать его можно так же только
на конференции той организационной структуры, которая его избрала.
Если
формировать выборные органы по представительному принципу, когда низовые
выборные органы формируются из делегированных в них представителей первичных
отделений, а все вышестоящие выборные органы формируются из представителей
ближайших нижестоящих выборных органов, то все члены выборных органов постоянно
контролируются конкретными нижестоящими структурами или их выборными органами. В
таком случае, не оправдавшие доверие члены выборных органов могут быть отозваны и заменены другими в любой момент.
Представительный
принцип формирования выборных органов был применён в Конституции РСФСР 1918
года. Вероятно, в современных условиях, это наилучший способ реализации
принципа демократического централизма в деятельности организации. С одной
стороны, он обеспечивает её деятельность на основе воли большинства её членов,
а не отдельных групп избранных, что при формировании организации из людей
способных мыслить самостоятельно, только и может обеспечить активность
подавляющего большинства её членов. А с
другой стороны, обеспечивает концентрацию усилий организации на реализации
принятых решений путём планирования, организации и направления этой
деятельности из единого центра.
Система принятия решений.
Система
принятия решений во многом зависит от условий, в которых работает организация
(политическая партия). В условиях подполья и гражданской войны требовалась
значительная централизация принятия решений, что и было реализовано в РКП(б). Такая
партия, максимально приспособленная для решения задач того времени, с
максимально допустимым для того времени уровнем демократии и была той самой,
как сейчас выражаются, партией ленинского типа. На десятом съезде РКП(б) (1921
г.) отмечалось, что «в военных условиях методы партийной работы... тяготели к
системе боевых приказов...» и, что теперь «методами работы являются, прежде
всего, методы широких обсуждений всех важнейших вопросов, дискуссии по ним, с
полной свободой внутрипартийной критики, методы коллективной выработки
общепартийных решений, пока по этим вопросам не принято общеобязательных
партийных решений». Но эти благие намерения реализовать так и не удалось. И
если широкие обсуждения, и то только тех вопросов, которые ставились сверху,
реализовать в какой-то мере удавалось, то «коллективной выработки общепартийных
решений» не было никогда, поскольку коллективная выработка решений
предусматривает учёт мнения каждого члена коллектива, т.е. принятие решения
большинством голосов всего коллектива. На практике же организовывал, руководил,
давал оценку дискуссиям и принимал окончательное решение всегда руководящий
орган без выявления воли большинства членов организации.
Для
начала прошлого века, приемлемость такой системы объяснялось ещё и тем, что, с
одной стороны, как для взятия, так и для удержания власти нужна была довольно
массовая партия, а с другой, тем, что основная масса населения России была не
только политически не образована, но и вообще малограмотна. А если учесть ещё и
скорость обмена информацией, то понятно, что в таких условиях, принятие решения
по любому вопросу, требующему, хотя бы незначительного теоретического
осмысления, большинством голосов членов организации был просто не возможен. В
канун революции и после её партия практически состояла и руководящего ядра и
обширной группы поддержки, мало разбирающейся в теории, а зачастую и вообще не
имеющей о ней ни малейшего представления.
В
настоящее время ситуация принципиально иная. Население страны поголовно
грамотное. А если человек вступает в ряды коммунистической организации, целью
которой является преобразование общества, то он должен иметь и определённые,
хотя бы минимальные, знания в этой области, иначе ничего кроме новой КПРФ
получить в принципе не возможно. В настоящее время есть уже все возможности для
реализации решений десятого съезда ВКП(б) о «коллективной выработки общепартийных
решений». Это должно быть непременно реализовано в современной коммунистической
организации, поскольку не только активность её членов, но и возможность привлечь
в неё достаточное количество самостоятельно мыслящих людей, иначе обеспечить
невозможно.
Но
для того чтобы это стало нормой в организации, должна существовать система обеспечивающая
принятие коллективных решений как в организации в целом, так и в её отделениях.
А поскольку любое решение начинается с постановки вопроса, что при равноправии
всех членов организации может сделать любой её член, то сама система принятия
решений должна иметь иерархическое строение. То есть, любое предложение любого
члена организации, вне зависимости от его положения в ней (является он членом
выборных органов или нет) должно рассматриваться вначале исключительно в его
первичном отделении и только получив поддержку первичного отделения должно
поступать на рассмотрение вышестоящей структуры, и т.д. То есть, вышестоящие
структуры (отделения, организация в целом) должны рассматривать исключительно
только предложения непосредственно (ближайших) нижестоящих структур (отделений).
Иначе вышестоящие структуры будут вынуждены иметь бюрократический аппарат с
определёнными полномочиями по рассмотрению поступающих предложений от всех
низовых структур и рядовых членов организации, что неизбежно ведёт к подмене
решений, по поднимаемым вопросам, организацией (отделением), решениями
бюрократического аппарата. Но при этом, все решения нижестоящих структур
(отделений) должны рассматриваться именно вышестоящими структурами, а не её
выборными органами. То есть, выборные органы, получив решение одного из его
сформировавших отделений, обязаны разослать его для обсуждения и принятия по
нему решения в остальные объединяемые им отделения. Выявленная таким образом
позиция большинства автоматически становится решением соответствующего
отделения или организации в целом.
Таким
образом, можно получить систему, которая позволяет любое предложение, любого
члена организации рассмотреть на том уровне, на котором оно может быть
реализовано, отделением или организацией в целом, и в тоже время оградить
вышестоящие отделения и организацию в целом от необходимости рассматривать явно
слабые и не подготовленные предложения, избавляя её таким образом от непомерных
нагрузок и необходимости создавать для рассмотрения этих предложений
бюрократический фильтр.
Система исполнения решений организации
(отделений).
Если
решения принимаются коллективно (организацией или её отделениями), то
руководящих органов, как таковых, быть в принципе не должно, должны быть только
органы обеспечивающие организацию исполнения принятых решений. Но поскольку
процесс организации исполнения также требует принятия определённых решений, то
необходимо различать решения организации (или его отделения) и решения соответствующих
исполнительных органов. Исполнительные органы могут принимать обязательные для
всех решения только в рамках исполнения уже принятых решений организации
(отделения).
Как
решения вышестоящих отделений и организации в целом, так и решения вышестоящих
исполнительных комитетов сделанные в рамках их полномочий, должны быть
обязательными как для всех членов
организации или соответствующего отделения, так и для нижестоящих
исполнительных органов, обязанных организовать исполнение этих решений на своём
уровне.
Контроль за исполнением решений организации
(отделения).
Если
решения организации (или его отделения) являются непосредственным
волеизъявлением большинства членов соответствующей структуры и соответственно
не требуют дополнительного контроля, то решения исполнительных органов это
решения более узкого круга членов организации, и они требуют дополнительного
постоянного контроля со стороны организации (отделения), поскольку в ходе
исполнения её решений возможно и искажение их сути. То есть, процедура
исполнения решений должна постоянно находится под независимым от исполнительных
органов контроле. Система контроля должна быть изначально направлена не на
контроль за исполнением решений организации и исполнительных органов рядовыми
членами организации и низовыми структурами, это прямая обязанность
исполнительных органов, как организаторов исполнения решений принятых
организацией (её отделениями), а на контроль за исполнительными органами, в
части контроля их деятельности по исполнению решений организации, или её
отделений через специальные выборные органы, независимые от
исполнительных.
|